Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о смене статуса Айя-Софии, после того как Госсовет страны отменил статус музея в соборе.
Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии, православный собор, построенный более 1 500 лет назад и открытый декабре 537 года, снова станет мечетью.
Согласно историческим летописям, на возведение собора было потрачено три годовых дохода Византийской империи. Более тысячи лет собор Святой Софии в Константинополе был самым большим храмом в христианском мире — до постройки собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола — 31 метр.
В первый раз Софийский собор был обращен в мечеть в 1453 году после захвата Константинополя османами. В 1935 году собор приобрел статус музея и в 1985 году был включен в список мирового наследия ЮНЕСКО. В период османского правления по краям собора были возведены минареты. В течение почти 500 лет Айя-София была одной из главных мусульманских святынь
На прошлой неделе в пятницу Госсовет Турции отменил постановление статуса музея в соборе. Это решение дало властям Турции законную возможность превратить музей Айя-София в мечеть.
О том, что статус музея Айя-София может быть пересмотрен, президент Турции Эрдоган заявил ещё весной 2019 года. Сообщалось, что это будет своеобразным ответом на признание Иерусалима столицей Израиля со стороны США.
Тогда же президент Турции пообещал, что мечеть будет открыта для всех, и вход туда будет бесплатный. Музей был платным, ежегодно собор посещали 4 миллиона человек в год.
Решение властей Турции раскритиковали многие религиозные, политические и культурные деятели. Русская православная церковь также осудила это решение, заявив, что чувства миллионов христиан были проигнорированы. Свое огорчение выразил и Папа римский Франциск. Германия призвала отказать Турции во вступлении в ЕС из-за решения по собору Святой Софии.
ЮНЕСКО: Собор является шедевром архитектуры и уникальным свидетельством взаимодействия Европы и Азии на протяжении веков
Эксперты опасаются, что в условиях действующей мечети могут быть нарушены условия хранения и доступа к уникальным византийским мозаикам.