Владельцы сетевых ресурсов с суточной посещаемостью более 500 тысяч российских пользователей будут обязаны создать филиалы или представительства в нашей стране.
Депутаты Госдумы намерены обязать крупные зарубежные интернет-компании открывать в России официальные представительства или филиалы. В нижнюю палату парламента внесен соответствующий законопроект. В законопроекте предусматриваются меры принуждения IT-компаний к выполнению законодательства. Среди них запрет на рекламу на информационном ресурсе, на проведение финансовых операций, запрет на поисковую выдачу, сбор и трансграничную передачу персональных данных граждан России.
Также предусматривается и определение объема денежных средств, которые зарабатывают IT-гиганты на территории России.
IT-гигантов во всем мире время от времени принуждают платить крупные штрафы за монопольное положение, злоупотребления использования программ, рекламы, поддержки сайтов, хранения и обработки информации. А также за то, что они платят слишком мало налогов в тех странах, где получают доход.
Так Google осенью 2019 года согласился заплатить почти 1 миллиард евро, чтобы добиться прекращения расследования, которое велось во Франции несколько лет. Французские налоговики пришли к выводу, что Google платит слишком мало налогов во Франции, в то время как большая часть его доходов в Европе проходит через филиал Google в Ирландии.
C 2017 года в России уже действует так называемый «налог на Google» — иностранные продавцы цифровых услуг платят НДС в России, и тысячи иностранных компаний встали на учет в российских налоговых органах. К услугам, подпадающим под этот налог, относятся предоставление прав на использование ПО и баз данных (включая доступ к онлайн-играм и загрузку компьютерных игр на электронные устройства), рекламные услуги в интернете. Также налог действует в отношении поддержки сайтов и их администрирования, предоставления вычислительных мощностей в режиме реального времени и доменных имен, доступа к поисковым системам (например, Google) и ведение статистики. Введение этого налога отразилось, в первую очередь, на россиянах — из-за него в стране, власти которой с переменным успехом борются с пиратством, резко подскочили цены на лицензионный софт.
Однако НДС с электронных услуг покрывает далеко не все бизнес-модели и не решает проблему несправедливого распределения прибыли.
«Регистрация для уплаты НДС никак не меняет ситуацию по распределению прибыли. Достаточно открыть формальный офис, но по факту здесь нет никого», — утверждают специалисты.
Под «налог на Google» не подпадают, например, доходы от онлайн-рекламы для пользователей на территории нашей страны.