Успехи детей в школе, утверждают сотрудники центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, напрямую зависят от социально-экономического статуса из родителей. К такому выводу исследователи пришли в ходе анализа школьных достижений 1297 первоклассников из Республики Татарстан.

Ученые на «входе» в школу выяснили, какие навыки есть у детей в письме, словарном запасе, чтении и математике. Кроме того, исследователи узнали всю информацию о семьях первоклассников (образование, профессиональный статус, материальное положение родителей) и определили профессиональный уровень их будущих учителей. По окончании учебного года ученые проверили, какие навыки бывшие первоклассники приобрели за это время.

В итоге выяснилось, что наилучший результат во время первого года обучения показывают ученики школ с повышенным статусом. Однако особых заслуг педагогических коллективов этих учебных заведений, по мнению авторов исследования, в этой тенденции нет. Просто в эти школы идет очень строгий отбор, поэтому попадают туда, как правило, уже подготовленные дети. При этом уровень прогресса при изучении наук этими детьми сравним с тем объемом знаний, который за год обучения получают первоклассники из обычных школ.

Поэтому основное влияние на будущие школьные успехи ребенка оказывает его дошкольный уровень подготовки и социально-экономический статус семьи. Ведь даже по статистическим данным в лицеях и гимназиях в основном учатся дети с образованными мамами, 71% из которых имеют высшее образование. Мамы же первоклассников из обычных школ могут похвастаться высшим образованием только в 50% случаев. Кроме того, элитное образование, как правило, доступно детям, в семье которых есть богатая домашняя библиотека. Ну а в обычные школы приходят дети, в квартирах которых хранится не более сотни книг.

Поэтому будущие успехи ребенка в школе, по словам авторов исследования, с большой долей вероятности можно спрогнозировать по уровню его дошкольной подготовки, которая напрямую зависит от образования матери, работы отца, количества книг в доме и дохода семьи.