Сотрудники серпуховского филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого разработали и представили на выставке «День инноваций Минобороны РФ — 2015» действующую модель двигательной установки для перспективного воздушно-космического самолета. Уникальность этого двигателя заключается в том, что он способен работать и в атмосфере, и в космосе. Поэтому самолет, оснащенный комбинированным воздушно-ракетным двигателем с прямоточной камерой пульсирующего горения, форкамерой и системой воздушного запуска, сможет многократно и с разными целями (от перехвата спутников до снабжения космических станций) выходить в космическое пространство, взлетая с обычных аэродромов.

Стоит особо отметить, что самого воздушно-космического самолета пока не существует, так как для его создания необходимо разработать двигатель. Поскольку двигатель уже практически появился, то и создание самолета, над которым в частности работают сотрудники НПО «Молния», уже не «за горами».

На «Дне инноваций Минобороны РФ — 2015» российские ученые представили только проект модели двигательной установки, которая успешно прошла огненные испытания. Однако опытный образец в натуральную величину, размеры и мощность которой будет зависеть от стартовой массы самолета и его полезной нагрузки, может быть создана в ближайшее время, так как два российских завода берутся воплотить идею российских ученых в жизнь.

Российский двигатель для военно-космического самолета, при создании которого была решена основная задача по переводе двигательной установки с воздушного режима работы при полете в атмосфере на ракетный при выходе в космос, будет работать на керосине (атмосфера) и смеси метана с газообразным кислородом (космос). Задач по созданию экологической установки перед российскими учеными не стояло, так как многоразовый летательный аппарат, в отличие от одноразовых ракет, не будет иметь проблем с отработанными ступенями.

Кроме того, стоимость двигателя для многоразового военно-космического самолета, по предварительным оценкам ученых, составит 90 млн рублей. Для сравнения — стоимость жидкостных ракетных двигателей для ракет с одной ступенью составляет 120-140 млн рублей. Поэтому разработка военно-космического многоцелевого самолета гораздо выгоднее не только из-за неоднократного использования этого летательного аппарата, но и с учетом стоимости его создания.