Специальное исследование, проведенное сотрудником НИУ ВШЭ Юлией Кузьминой, показало, что успеваемость детей по математике напрямую зависит от его самооценки своих математических способностей. При этом самооценка ребенка является самым важным фактором усвоения уроков математики, так как дети, не уверенные в своих способностях, начинают уделять меньше времени изучению этого предмета, что в конечном итоге «выливается» в плохие отметки и в хроническую неуспеваемость по этому предмету.

Впрочем, российский специалист не отрицает того, что существуют и другие важные факторы — гендерные отличия и склонность к точным наукам — влияния на успеваемость ребенка по математике. Однако именно низкий уровень самооценки ребенка, согласно результатам международных исследований TIMSS и PISA, может свести на нет его высокие интеллектуальные способности уже в начальных классах.

Кстати, у мальчиков и девочек различные подходы к изучению математики. Девочки объясняют свои успехи по этому предмету усидчивостью и тяжелым трудом, а мальчики — своими способностями.

При этом девочки намного сильнее мальчиков переживают неудачи при решении математических задач под влиянием общественного мнения о том, что представительницы слабого пола не способны к изучению математики. Исправить этот негативный момент можно, если родители и учителя докажут девочке, что изучать математику ей просто необходимо для строительства успешной карьеры.

Мальчики от общественного мнения зависят не так сильно, так как свои неудачи в математике они часто объясняют не своими промахами, а «неудачными» заданиями или «плохими» учителями. Однако хорошая новость в том, что снижение самооценки процесс обратимый. Поэтому даже у последнего двоечника проснется интерес к изучению этого трудного школьного предмета, если учителя и родители смогут вернуть ребенку утерянную в процессе обучения уверенность в своих силах.