Президент России Владимир Путин попросил премьер-министра Дмитрия Медведева «подумать, как и что мы будем делать в ближайшее время в связи с укреплением рубля». В последние месяцы, по словам главы государства, рубль «отвязался» от мировых цен на нефть. Поэтому национальная валюта сейчас дорожает даже тогда, когда цена на нефть начинает падать. С начала июня нефть марки Brent подешевела на 6%, а рубль за это же время укрепился на те же 6%. Поэтому баррель нефти за это время подешевел в рублевом эквиваленте с 3350 до 2070 рублей. Более того, с начала 2016 год рубль укрепился на 16%, что привело к тому, что накануне один доллар на Московской бирже можно было купить за 63,36 рубля. Более того, хоть эксперты Минэкономразвития прогнозировали, что во втором полугодии 2016 года укрепление рубля продолжится из-за мировой конъюнктуры и интереса к российской валюте, но даже в самых смелых ожиданиях аналитиков этого ведомства среднегодовой курс значится на уровне 67,2 рубля за доллар.
Такая динамика на укрепление национальной валюты тревожит президента России, так как «рубль укрепляется, несмотря на известную ценовую волатильность на сырьевых рынках». Поэтому российское правительство, по мнению Владимира Путина, уже в ближайшее время должно что-то делать в связи с укреплением национальной валюты. В частности, власть должна найти некий баланс для того, чтобы учесть интересы и импортеров, и экспортеров, которые либо теряют, либо выигрывают от укрепления рубля.
«Тем, кто закупает по импорту, это не очень нравится, а тем, кто расходы имеет в рублях, а продает за границу, как раз слабая национальная валюта более выгодна», — пояснил свою позицию президент России.
Дмитрий Медведев в ответ проинформировал главу государства о том, что у правительства есть план, который предусматривает «поддержку несырьевого экспорта, а также малого и среднего бизнеса, что нам исключительно важно в текущей ситуации». Кроме того, кабинет уже сейчас начинает активно работать с бюджетом, чтобы вернуть страну к трехлетнему планированию с учетом ближайших и среднесрочных перспектив. К тому же, в правительстве уже сейчас идет работа над созданием особого бюджетного правила, которое позволит в будущем избегать ситуаций с излишним укреплением рубля.
Кстати, о разработке этого бюджетного правила еще в апреле сообщил министр финансов Антон Силуанов. По словам чиновника, это бюджетное правило, которое заработает не раньше 2019 года, уберет влияние колебаний нефтяных котировок на динамику реального курса рубля, что сделает поведение национальной валюты более предсказуемым.
Между тем эксперты связывают нынешний курс на укрепление рубля с тем, что инвесторы в условиях глобальных политических рисков — Brexit и/или кризис в Турции — и сверхнизкой доходности облигаций развитых стран (отрицательные показатели в зоне ЕС) начали вкладываться в более рискованные, на зато и более доходные активы. Одним из таких активов стала российская валюта, так как рубль при цене нефти около $47 за баррель оказался самой привлекательной валютой развивающихся стран.
Кроме того, «давление» рубль сейчас оказывает еще один фактор — приближается время налоговых и дивидендных выплат. Поэтому российские компании начали конвертацию своих валютных активов в рубли для предстоящих выплат дивидендов и налогов. Поэтому укрепление рубля, которое не нужно ни правительству (дефицит бюджета и снижение активов Резервного фонда), ни бизнесу (снижение конкурентоспособности товаров), возможно продлится до августа.