Сотрудники МФТИ и Института динамики геосфер РАН утверждают, что воду на Луну доставили астероиды, а не кометы, как считалось ранее. Компьютерное моделирование доказало, что один крупный астероид способен доставить на лунную поверхность такое количество воды, какое не смогли бы обеспечить все те кометы, которые падали на естественный спутник Земли в течение миллиарда лет.

Дело в том, что скорость движения комет, которая составляет от 20 до 50 километров в секунду, приводит к тому, что после столкновения с лунной поверхностью эти космические объекты разогреваются так, что от 95% до 99,9% всей кометной воды улетучивается в космос. Скорость движения астероидов, масса самых распространенных из этих космических объектов состоит на 10% из воды (углистые хондриты), намного ниже — менее 14 километров в секунду. Поэтому при столкновении с лунной поверхностью, произошедшем под углом в 45%, температура приблизительно половины массы астероидов и метеоритов не достигает уровня плавления. Поэтому в лунных кратерах сохраняется большая часть этих космических объектов — от 30% до 70% массы каждого астероида.

Это открытие российские ученые сделали во время другого исследования, в ходе которого они пытались выяснить размер запасов и местонахождение воды на Луне. В ходе исследования выяснилось, что вода на естественном спутнике нашей планеты вероятно удерживается не только в «холодных ловушках», но и на освещенных местах.

Сотрудники кафедры теоретической и экспериментальной физики геосистем МФТИ Владимир Светцов и Валерий Шувалов при помощи созданного ими алгоритма SOVA провели компьютерное моделирование падения на Луну разных типов космических тел с разными скоростями и разными углами падения и выяснили, что в настоящее время от 2% до 4,5% лунных кратеров содержат обломки «водных» астероидов. При этом запасы воды в виде гидратированных минералов устойчивы настолько, что могут спокойно храниться и на освещенных Солнцем местах.

Эти знания, по мнению исследователей, имеют практическое значение, так как помогут будущим колонизаторам Луны, которые смогут строить свои станции не только в «тени», но и на освещенных участках лунной поверхности (это будет значительно легче и дешевле), где тоже есть существенные запасы воды.

В этой связи стоит напомнить, что еще в начале космической эры ученые считали Луну абсолютно «сухим» космическим телом, так как при отсутствии атмосферы космическая радиация испарила бы все водные запасы естественного спутника Земли еще на ранних стадиях. Однако в 1990-х годах данные с зонда Lunar Prospector показали, что в некоторых регионах Луны вода все же есть. Именно тогда и появилась теория «холодных ловушек», объясняющих этот феномен. Открытие российских ученых доказывает, что вода на Луне может сохраняться не только в «холодных ловушках».